Джоконда — Изабелла Арагонская | Ваше Очаровательное Лицо
22.03.2012
Одна из многочисленных версий: кандидатка на прототип Джоконды — Изабелла Арагонская.
Изабелла Арагонская (1470-1524) – дочь короля Неаполя Альфонса II и его жены Ипполиты Марии Сфорца. В 1488 году она вышла замуж за своего кузина Джана Галеаццо Сфорца, который считался законным герцогом Милана, хотя… Хотя заправлял всем его дядя Людовико Моро, при дворе которого долгое время провел Леонардо да Винчи.
Брак был не очень долгим, так как в 1494 году Галеаццо умер. Приложил ли к этому руку его дядя, остается только догадываться. Изабелла родила мужу двух дочерей и сына. Ипполита Мария, названная в честь матери, умерла в возрасте семи лет. Франческо погиб в 1512 году, упав с лошади. Бона вышла замуж за короля Польши Сигизмунда I и оставила яркий след в истории.
Есть предположения, что в Изабеллу был влюблен Людовико Моро.
По мнению немецкой исследовательницы Майке Фогт-Люэрссен, Изабелла Арагонская и Леонардо да Винчи в 1497 году вступили в тайный брак, от которого появилась на свет дочь Джованна. Так что у Леонардо был повод изобразить свою супругу и не расставаться с ее портретом до конца своих дней, особенно в годы разлуки, когда ему пришлось навсегда уехать во Францию. Разумеется, версия достаточно сенсационная, но, наверное, достаточно красивая.
Известная немецкая историк — искусствовед Maike Vogt-Luerssen 17 лет потратила на написание книги «КТО ЕСТЬ МОНА ЛИЗА?»
Книга «КТО ЕСТЬ МОНА ЛИЗА ?» (издавалась только в Германии) Behind that secret smile (рекламная статья на англ.)
Начиная анализ, она сравнивает несколько картин, набросков миланских художников конца XV начала XVI в.в. и доказывает, что знаменитая МОНА ЛИЗА многие др. работы Леонардо и не только его — это портреты Изабеллы Арагонской.
Персональный сайт автора: Isabella of Aragon, Duchess of Milan and Leonardo da Vinci’s «Mona Lisa»
Поразительное сходство, посудите сами (комментарии к картинам Maike Vogt-Luerssen):
Isabella of Aragon, the young Duchess of Milan, depicted as Saint Catherine of Alexandria (or as Saint Lucia) as is tradition for the duchesses of the House of Milan
Isabella of Aragon with transparent veil and her characteristic Neapolitan headgear
Официальный портрет Isabella of Aragon, 1500
Isabella of Aragon, Duchess of Milan
Isabella of Aragon, Duchess of Milan
Isabella of Aragon as the Virgin Mary with the child
Isabella of Aragon with her two sons as the Virgin Mary
Isabella of Aragon with her son Francesco il Duchetto (twice as angel) as Saint Catherine of Alexandria, c. 1492
У герцогини миланской был муж Gian Galeazzo II. Maria Sforza (1469-1494), от которого было 3 ребенка: сын Francesco «il Duchetto» (1491-1512), дочь Bona (1493-1557) и дочь Ippolita Maria (1494-1501), но после смерти мужа в 1494г. (траурная сетка на волосах) у Изабеллы рождается дочь Johanna (or Giovanna) (1502-1575), кто же отец этогоребенка? По мнению Maike Vogt-Luerssen — Леонардо да Винчи. У них, по ее мнению, было общих 2 сына и 3 дочери…
А на знаменитой фреске «Тайная вечеря» (The Last Supper) по мнению Maike Vogt-Luerssen на фреске Леонардо изобразил себя дважды. В т.ч. и в роли св. Петра. А в роли Иоанна художник изобразил Изабеллу Арагонскую, которая доверчиво и любя склоняется на плечо своего «моргантического супруга». Сам же Леонардо предупреждает Изабеллу о нависшей опасности, останавливая чужую руку с ножом.
Leonardo da Vinci and his great love and wife, the Duchess of Milan, Isabella of Aragon, as two apostles in his great fresco: The Last Supper
Только и тут есть неясные моменты:
В 1517 г. мастерскую Леонардо во Франции посетил кардинал Луиджи Арагонский со своим секретарем Антонио де Беатисом. Им были представлены 3 картины:
— Св. Иоанн Креститель, — Мадонна с младенцем и св. Анной,
— «Портрет некой флорентийской дамы», судя по описаниям «Мона Лиза»,
о чём Беатисом была сделана запись в своем путевом журнале ( см. Antonio de Beatis. The Travel Journal, ed. John Hale, London, 1979 (p.132)
Изабелла Арагонская никогда не была во Флоренции. Оба они (кардинал и его секретарь) прекрасно знали как выглядет Изабелла Арагонская и никаких комментариев не сделали. Да и не только они. В образе Иоанна Крестителя современники Леонардо без труда узнавали Салаи (ученика Леонардо), в образе Платона на фрезке Рафаэля Санти «Афинская школа» — самого Леонардо. Но современники Леонардо ничего не пишут о сходстве портретных образов с известнейшей красавицей Изабеллой Арагонской.
По материалам источников:
Джоконда — Изабелла Арагонская Ссылка на основную публикацию