Зал Джоконды в Лувре
Ранее портрет Джоконды экспонировался в Розовом зале Лувра. С 05.04.2005 г. он был размещен в «Зале государств», переименованном после четырехлетнего ремонта в «Hall of Joconde» («Зал Джоконды»). Портрет переместился на 150 м. относительно своего прежнего положения.
Зал Государств, имевший площадь в 840 кв. м., перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит портрет. Были изменены перекрытия со световыми проемами, соотношение размеров стен и высоты потолка. Для Джоконды отведено 2/3 помещения. В зале, кроме «Джоконды», размещаются еще несколько работ Леонардо, знаменитая картина Веронезе – «Nozze di Cana», и 20 произведений венецианских живописцев ХVI в.
Перестройка выполнена по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса. Она обошлась в 4,8 миллиона евро. А деньги на ремонт выделило японское телевидение!
Перемещение «Моны Лизы» в отдельный зал предпринято потому, что что на прежнем месте публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитый шедевр.
К тому же в отдельном помещении, как считают специалисты, проще будет обеспечивать необходимый режим температуры и влажности. Как недавно установили эксперты, тонкая тополиная доска, на которой написана картина, несмотря на все принимаемые меры, подверглась некоторой деформации. На новом месте сотрудники музея педантично следят за тем, чтобы температура в помещении не падала ниже 20С, а влажность воздуха составляла 55%.
Картина находится в специально разработанном герметичном футляре, защищающем ее от вибрации, влаги и температурных колебаний, заполненном гелием.
А рассматривать Джоконду приходится через антибликовое пуленепробиваемое бронированное стекло толщиной в 2 см. Стекло, несмотря на антиотражающее покрытие, заметно снижает освещенность «Моны Лизы».
В дневное время остекление потолка пропускает рассеянный естественный свет небосвода, который может дополняться искусственным освещением. Для этого в потолке Зала Джоконды в специальной нише смонтирована светящая панель равномерной яркости площадью 300 кв. м. Над остеклением потолка размещены светильники с зеркальными алюминиевыми отражателями и «тонкими» люминесцентными лампами.
При детальном анализе обнаружилась потребность в улучшении цветопередачи красно-желтых по цвету частей картины (изображающих обнаженные участки тела), а также сине-зеленого фона (на большинстве картин этого периода такой цвет обычно плохо различим). Для исключения всех этих эффектов потребовался специальный осветитель, излучение которого было бы направлено на картину снизу и максимально приближено к спектру естественного света.
Эту проблему исследовали французские, немецкие, итльянские и российские специалисты. Лучшее решение оказалось российским. Впервые в мировой практике специально для подсветки Джоконды был создан уникальный осветитель на светодиодах!