Мона Лиза глазами дадаистов и поп-артистов | Ваше Очаровательное Лицо

     В 1919 году своим «шедевром» искусства — «ДЖОКОНДА С УСАМИ» художник-дадаист Марсель Дюшамп бросил вызов  обществу. Картину он назвал L.H.O.O.Q. — если быстро читать название, то оно звучит по-французски как «elle a chaud au cul «– «у меня горячая задница»… и объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее! 

   «Джоконда бритая», — так  Марсель Дюшамп обычно называл классический образ Моны Лизы.

      Шедевр долгое время   украшал в офис Французской коммунистической партии в Париже…

     Но нет предела совершенству! Дюшамп смог  более радикально «улучшить» Мону Лизу —  это картина «L. H. R. O. O. Q.«, которую Дюшан так и не решился выставить на публике. Он  тайно любовался этой картиной, повесив ее в своей ванной! 

     С большим восторгом эта версия Моны лизы была воспринята дадаистами. Движение Дада возникло в 1916 году в Швейцарии, в свяязи с открытием артистического клуба – “Кабаре Вольтера” в Цюрихе. Дадаизм отражал протест художников-авангардистов против стандартов и ценностей общества, не сумевшего предотвратить Первую мировую войну. Что обозначает понятие “дадаизм” — не знает никто!

     Вот что пишет об этом названии один из ярких представителей дадаизма и его идейный вождь Тристан Тцара в манифесте 1913 года: “Дада – это хвост священной коровы у племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки… и воспроизведением младенческого лепета. Во всяком случае – нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения”. Целью Дада стало максимальное упрощение предметного языка искусства. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность “ради великого Ничто”.

     Абсолютный нигилизм поколения дадаистов не был легкомысленной позой, он оказался спровоцированным драматическим историческим контекстом – войной в Европе 1914 – 1918 гг. В начале 20-х годов еще свежи были воспоминания о страшной бойне, страсти были накалены. Ален и Одетт Вирмо в своей энциклопедии “Метры сюрреализма”, упоминая Дада, пишут: “Чтобы в этой раскаленной атмосфере суметь навязать новые идеи, приходилось кричать как можно громче. Тон задавали апостолы войны и глашатаи победы… Попытки заглушить царящие в то время ура-патриотические речи были небезопасны и предполагали исключительную мощь легких. Дадаисты к этому времени, как известно, встали в решительную оппозицию всем “воякам” и той цивилизации, которая пожелала, допустила и воспела войну. При этом они выбрали язык насмешки, абсурда, почти буффонады”.

     Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал «антиэстетику». К нему пришли художники разных направлений — экспрессионисты, кубисты, абстракционисты и прочие. «Программа» и «эстетика» дадаизма заключалась в разрушении всяких эстетических систем и всякого стиля посредством того, что сами дадаисты восхищенно именовали «безумием». Для них «разумное, доброе, вечное» обанкротилось, мир оказался безумным, подлым и эфемерным.

     Дадаизм с первых своих шагов оказывается космополитическим движением. Завсегдатаями “Кабаре Вольтера” были представители многонациональной художественной богемы: румын Тристан Тцара, немец Хуго Балль, франко-немец Жан Ганс Арп и др. Большим авторитетом пользовался в среде дадаистов Сальвадор Дали.

           С 1942 г. времени родоначальник дадаизма Марсель Дюшамп почти постоянно находился в Америке. Там он продолжал работать над любимыми «реди-мейдами». Например, в 1958 г. он выставил на суд зрителей жилет. Затем – рубашку. В целом, пятидесятые годы прошли для художника под знаком непрерывных выставок. Дюшамп мог быть абсолютно счастливым. Его работы последних лет – карандашные рисунки влюбленных мужчины и женщины – свидетельствуют о том, что радости и счастья, а также былого сарказма хватало ему с избытком до конца жизни.

     Другие идеи и течения вышли вперед. Но верным продолжателем дадаистской традиции скандалов и публичных выходок стал  Сальвадор Дали.

     А вот Мона Лиза по прежнему не давала покоя Дюшампу! И в 1964 году он изготовил 38  усатых Джоконд!

     А гений поп-арта Энди Уорхол решил не отставать, и тоже «размножил» Мону Лизу под девизом «Лучше тридцать, чем одна!»

     «Это одна из величайших икон XX столетия и шутка, конечно, тоже. Но эта шутка дала направление многим мастерам поп-арта, как Уорхол, Лихтенштейн, Принс… Все они шли за Дюшампом», — сказал РИА Новости вице-президент торгового дома Бретт Горви.

     Шедевр Леонардо поразил Уорхола в начале 60-х годов, когда картина впервые была привезена из Лувра и выставлена в Америке. Это было событие огромного резонанса — открывали выставку президент США Джон Кеннеди и первая леди Жаклин Кеннеди, которой Уорхол также посвятит не одну из своих работ. Очереди в Национальную галерею в Вашингтоне, а затем в Нью-Йоркский Метрополитен начинали выстраиваться еще до пяти часов утра. «Почему они не сделали с нее копию и не привезли ее? Никто бы даже и не заметил разницы», — заметил тогда Уорхол, который вначале для своих интерпретаций Мадонны использовал брошюры музея Метрополитен, отпечатанные к выставке.

     «Голубая» Мона Лиза Уорхола 1978 года исполнена в четырех ликах.

     «Он повторил ее изображение четыре раза, словно говоря — все в жизни повторяемо, ничто не уникально», — полагает Горви.

      Энди Уорхолу также принадлежит авторство двойнго портрета Моны Лизы (Double Mona Lisa), который был выставлен  в аукционном доме ‘Christies’, Лондон, Великобритания, 3 апреля 2006.

     Знакомый всем образ мадонны у Уорхола — без усов, хотя многое в своем творчестве он «подсмотрел» у Дюшампа. Его «осмысление» Леонардо было продано на торгах за 3,6 миллиона долларов, вдвое дороже нижней планки ожиданий.

      «Все три Моны Лизы стали иконами. Оригинальная Мона Лиза была стартовой точкой. Дюшамп с ее помощью переформатировал искусство всего XX века и дал направление концептуализму, и Мона Лиза Уорхола стала отображением в искусстве американского рационализма и потребительства», — сказал Горви.

     Очередная «Мона Лиза»  Энди Уорхола, выполненная им в 1979 году, была  продана на торгах Sotheby’s за 1,8 миллиона долларов. Предпродажный эстимейт лота составлял 1,5-2 миллиона долларов.

        А в 2010 году «Мона Лиза» Дюшампа с подрисованными усами и бородкой была признана иконой поп-арта и продана на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке почти за полмиллиона долларов, впятеро дороже ожиданий устроителей аукциона.

ВВЕРХ В МЕНЮ

В РАЗДЕЛ ДЖОКОНДА

Похожие записи