Очередные секреты Джоконды | Ваше Очаровательное Лицо
Несмотря на то, что многие специалисты считают, что на картине «Джоконда» изображена Лиза Джерардини, супруга флорентийского купца, торговавшего шелком, нашелся один историк, чье мнение идет в разрез с мнением большинства.
Президент Национального комитета Италии по культурному наследию Сильвано Винченти заявил, что на “Джоконду” Леонардо да Винчи вдохновил его друг, соратник, а возможно, и любовник Джан Джакомо Капротти, известный также, как Салай (Маленький Дьявол). Он начал работать с мастером в 1490 г., когда был 10-летним ребенком. Неоднократно становился моделью для работ да Винчи. Однако отношения пары оцениваются историками как неоднозначные.
Со своего товарища художник писал две картины святого Иоанна Крестителя, а также менее известный рисунок под названием “Воплощенный ангел”. На всех этих картинах можно увидеть изнеженного юношу с вьющимися волосами. У него длинный тонкий нос, узкие губы и миндалевидный разрез глаз. И Джоконда, действительно, очень похожа на Иоанна Крестителя.
Открытие Винченти вызвало настоящий переполох в мире искусства. Но эксперты не согласились с Винченти. “Все образы, которые рисовал Леонардо, чем-то похожи друг на друга, потому что все они представляет собой абстрактный идеал красоты. Они имеют двойную характеристику мужского и женского. Леонардо действительно начал свою работу, как портрет Лизы Джерардини. Однако за годы он превратился в нечто другое, в идеализированный портрет”, – объяснил профессор Политехнического университета Милана Пьетро Марани.
Винченти не впервые делает сенсационное заявление о “Джоконде”. В конце прошлого года он сообщил, что на всемирно известном портрете имеется подлинный код да Винчи в виде крошечных цифр и букв.
«Невооруженным глазом символы не видны, но под микроскопом они четко прослеживаются, – говорил Сильвано Винченти. – В правом глазу, по всей видимости, изображены буквы LV, которые вполне могут быть инициалами Леонардо да Винчи. В левом глазу также есть символы, но идентифицировать их очень сложно – это либо буквы CE, либо буква B. На заднем плане в арке моста различимо число 72 либо буква L и цифра 2”.
Сильвано Винченти пытается также получить разрешение на эксгумацию да Винчи, захороненного во французском замке Амбуаз. В частности, по черепу можно сделать реконструкцию лица, чтобы прекратить уже споры о том, является ли “Портрет госпожи Лизы Джокондо” автопортретом Леонардо.
Секрет Джоконды – 2
Историки определили географическое положение пейзажа за спиной Джоконды, что помогло им идентифицирировать личность модели, позировавшей Леонардо да Винчи.
Итальянские ученые пришли к выводу, что за спиной Моны Лизы на легендарном полотне Леонардо да Винчи изображен не абстрактный, а вполне конкретный пейзаж. Это окрестности североитальянского городка Боббио, утверждает исследовательница Карла Глори.
К таким выводам Глори пришла после того, как журналист, писатель, первооткрыватель могилы Караваджо и глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия Сильвано Винчети сообщил, что разглядел на полотне Леонардо загадочные буквы и цифры. В частности, под аркой моста, расположенного по левую руку от Джоконды (то есть, с точки зрения зрителя, в правой части картины), обнаружились цифры “72”. Сам Винчети считает их отсылкой к неким мистическим теориям Леонардо.
По мнению Глори, это указание на 1472 год, когда протекающая мимо Боббио речка Треббия вышла из берегов, снесла старый мост и вынудила властвовавшее в тех краях семейство Висконти возвести новый. Весь остальной вид она считает пейзажем, открывавшимся из окон местного замка.
Ранее Боббио было известно прежде всего как место, где расположен огромный монастырь Сан-Коломбано, послуживший одним из прототипов для “Имени розы” Умберто Эко.
В своих выводах Карла Глори идет еще дальше: если место действия — не центр Италии, как ученые полагали прежде, исходя из того, что Леонардо начал работу над полотном в 1503-1504 годах во Флоренции, а север, значит, его модель — не жена купца Лиза дель Джокондо, а дочь миланского герцога Сфорца. Ее отец, Лодовико Сфорца, был одним из главных заказчиков Леонардо и известным меценатом.
Глори считает, что художник и изобретатель гостил у него только в Милане, но и в Боббио — городке со знаменитой в те времена библиотекой, также подвластном миланским правителям.
Опубликовала , 10.12.2012